Взаимная выгода: зачем компании сотрудничают с колледжами и вузами

Главный посредник между компаниями и колледжами
Создать в России Базовый центр подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров запланировали еще в 2012 году. Это была одна из многих инициатив, появившихся благодаря майским указам Президента. Несколько лет центр функционировал на платформах разных организаций. С 2017 года такой организацией стало Национальное агентство развития квалификаций (НАРК).
Сейчас Базовый центр НАРК работает практически на всех уровнях подготовки кадров. Формально его деятельность не затрагивает только систему высшего образования. Но центр поддерживает связи и с вузами.
«Мы взаимодействуем, когда это интересно и нам, и нашим партнерам — колледжам, предприятиям. Это классно, потому что нет мотивации, связанной с принуждением, — рассказала нашему порталу руководитель Базового центра подготовки кадров НАРК Ольга Клинк. — Все материалы у нас размещены в открытом доступе. Работая с продвинутыми организациями, мы делаем продукты, которые далее могут использовать и используют многие».
Среди компаний, которые сотрудничали с Базовым центром, такие крупные предприятия, как «Тагмет», «Красмаш», «Решетнев», Северский трубный завод, Дальневосточный центр судостроения и судоремонта, «Акрон Холдинг», предприятия Объединенной двигателестроительной корпорации.
Лучшие проекты по подготовке кадров
Один из важных результатов работы центра — открытая база данных с лучшими в стране практиками подготовки кадров. Ее регулярно актуализируют и ежегодно пополняют по итогам конкурса лучших практик. Главные критерии отбора — актуальность и новизна опыта, его эффективность и тиражируемость.
«Таких баз под разными названиями существует много. Но наша прямо нацелена на задачу тиражирования, — объяснила Ольга Клинк. — Она содержит описания практик, которые имеют свою изюминку, что-то новое и интересное. Мы не включаем в базу практики-близнецы. Ведь с точки зрения пользователя это только затрудняет поиск».
Один из важных результатов работы центра НАРК — открытая база данных с лучшими в стране практиками подготовки кадров
При формировании базы специалисты центра большое уделяют внимание тому, как описана практика. Участникам конкурса помогают подобрать такие формулировки, чтобы они раскрывали суть, важные детали и были понятны внешнему пользователю. Как правило, рассказ сопровождается документами, регулирующими реализацию практики. Такой подход важен сразу по двум причинам. С одной стороны, это гарантирует, что материалы будут удобны для пользователей. С другой стороны, позволяет носителям практик понять свои сильные стороны и направления развития.
Если авторы практики по какой-то причине не предоставляют актуальную информацию о ее развитии, описание оставят в базе в свободном доступе, но перенесут в архивный раздел.

Совмещение работы и учебы
Сбором лучших практик Базовый центр НАРК не ограничивается. Помимо информационной системы, у него есть еще несколько инициатив. Они связаны с профориентацией школьников и студентов колледжей, развитием общих компетенций (soft skills), внедрением наставничества и подготовкой специалистов под заказ работодателей.
Один из таких проектов — «Кадры для высокотехнологичного предприятия». Он помогает компаниям сформировать и реализовать заказ на подготовку кадров. Для этого проводят проектно-аналитические сессии с участием работодателей и образовательных организаций. Во время них определяют, сколько специалистов и с какими квалификациями нужно предприятию, как и какие колледжи могут удовлетворить эту потребность. Тогда же решают, как работодатель будет участвовать в подготовке кадров.
Как правило, изменения, которые следуют за этим, носят комплексный характер. Систему профориентации, трудоустройства и закрепления молодых специалистов актуализируют. Образовательные программы обновляют и дополняют новыми, в том числе чтобы внедрить гибкие форматы обучения. Педагоги колледжей и техникумов проходят повышение квалификации, а на предприятии развивают наставничество.
Самая яркая особенность этого проекта — отработка различных моделей обучения с использованием индивидуальных учебных планов.
У центра есть инициативы, связанные с профориентацией школьников и студентов колледжей, развитием общих компетенций, внедрением наставничества и подготовкой специалистов под заказ работодателей
«Суть в том, что студенты трудоустраиваются и одновременно продолжают обучение, но по персональной программе. Если их однокурсники в учебной аудитории или в мастерской колледжа идут от теории к практике, то они осваивают теорию через практику на рабочем месте», — пояснила Ольга Клинк.
За каждым из таких студентов закрепляют специально подготовленного наставника. Подготовка нужна, поскольку принципа «делай как я» в данном случае недостаточно. Наставник должен объяснить, почему надо делать так, а не иначе, какие закономерности в основе используемых технологий профессиональной деятельности.
Предприятия идут навстречу работающим на них студентам и предлагают удобный график, согласованный с колледжем. Это позволяет молодым людям посещать занятия в свободное от работы время, в том числе дистанционно.
При индивидуальном учебном плане на практику отводят значительно больше времени. И это дает хороший эффект. Яркий пример — студенты красноярских колледжей, осваивающие профессии операторов и наладчиков станков с числовым программным управлением (ЧПУ).
«Массово операторов выпускают с третьим разрядом. Бывает, и со вторым. Те, кто ушел на индивидуальный учебный план, работают на предприятиях, к третьему из четырех курсов массово вышли на четвертый разряд, наряду с оператором освоили более сложную профессию наладчика станков и манипуляторов с программным управлением. Есть такие звездочки, которые уже получили шестой разряд. Это очень высококвалифицированные рабочие. А им еще больше года учиться!» — рассказала Ольга Клинк.
Особенно эффективен формат индивидуальных учебных планов в ситуациях, когда компании остро нужны дополнительные кадры здесь и сейчас.

Подтверждение навыков
Чтобы убедиться, что работники действительно освоили все необходимые знания и навыки, их направляют на независимую оценку квалификации. Благодаря Национальному агентству развития квалификаций эта процедура доступна и студентам: профессиональный экзамен совмещают с аттестацией. Так начинающие специалисты могут пройти его и получить свидетельство о квалификации бесплатно.
Для компаний такой документ в дополнение к диплому — своеобразный знак качества. Соискатели, у которых есть свидетельство о квалификации, более интересны работодателям. В свою очередь, образовательным организациям и органам власти независимая оценка помогает выявлять самые эффективные учебные программы и те, что, наоборот, требуют актуализации.
В 2019–2024 годах независимую оценку квалификации при поддержке Базового центра НАРК прошли более 9 тыс. студентов из 27 регионов.
С 2019 по 2024 год независимую оценку квалификации при поддержке Базового центра НАРК прошли более 9 тыс. студентов
Взаимовыгодное партнерство
Одна из компаний, где опробовали трудоустройство студентов с их переводом на индивидуальный учебный план, — промышленная группа «Конар» в Челябинске. Предприятия этого объединения специализируются на нефтегазовом машиностроении, производстве сложных металлоконструкций, комплексном инжиниринге. С 2023 года группа активно сотрудничает с Челябинским механико-технологическим техникумом.
Только за прошлый год действующие специалисты компании стали наставниками и провели практику для 100 учащихся техникума. 12 молодых людей сдали квалификационный экзамен на повышенный разряд и устроились на предприятие.
В качестве промышленного партнера «Конар» помог оборудовать в колледже учебные мастерские. Благодаря этому востребованные у работодателей технологии осваивают будущие токари, операторы станков с ЧПУ, электросварщики и контролеры сварочных работ, машинисты кранов металлургического производства.
Кадры под ключ
«Мы в Москве находимся, а жизнь кипит и в регионах. И у нас, как правило, есть региональные посредники, на которых мы опираемся, — рассказала Ольга Клинк. — С одной стороны, они пропагандируют те идеи и инструменты, которые мы предлагаем, находят организации, заинтересованные во внедрении, организуют работу. С другой стороны, мы помогаем им готовить кадры для такой работы и реализовывать проекты».
Пример подобного партнера НАРК — Региональный методический центр, действующий в Свердловской области. Он создан на базе Уральского федерального университета (УрФУ) и Свердловского областного Союза промышленников и предпринимателей еще в 2016 году.
Свердловский региональный центр — это площадка, где представители сферы образования, работодатели и чиновники объединяются для экспертно-методической, информационной и образовательной поддержки областных кадровых проектов и программ.
В последние годы УрФУ взял курс на освоение студентами дополнительных квалификаций, востребованных на предприятиях региона, подготовку под рабочее место. Этим уже воспользовались Машиностроительный завод имени Калинина и опытное конструкторское бюро «Новатор» в Екатеринбурге, «Уралвагонзавод» в Нижнем Тагиле, предприятие «Уралгидромаш» в Сысерти, группа IT-компаний «СКБ Контур».
В 2024 году для оперативной подготовки специалистов за помощью в региональный центр обратился Уральский завод гражданской авиации. Для развития в России региональной и местной авиации к 2030 году на предприятии планируют выпустить 140 самолетов «Ладога» и 154 самолета «Байкал». Чтобы выполнить этот заказ, заводу нужны специалисты по технологической подготовке сборочного производства несложных конструкций авиатехники.
Раньше в Свердловской области работников для сферы авиастроения не готовили. Чтобы удовлетворить запрос в специалистах как можно скорее, методический центр УрФУ заручился поддержкой Московского авиационного института (МАИ).
Совместно вузы разработали подходящую программу профессиональной переподготовки. Она состоит из трех модулей, обучение занимает один семестр — всего четыре месяца. Оно проходит в гибридном формате: в программу включили практику на предприятии.
Первыми курс бесплатно прошли 28 студентов 3-го и 4-го курсов бакалавриата из четырех институтов УрФУ. Занятия у них вели преподаватели не только из УрФУ, но и из МАИ, а также действующие специалисты Уральского завода гражданской авиации. Благодаря этому уже через полгода на предприятие пришли работать восемь выпускников с нужной квалификацией.
Сотрудничество вуза и предприятия в этом направлении продолжается. С сентября профильное обучение стало доступным для первокурсников. В Институте новых материалов и технологий УрФУ появились направления «Технология производства авиационной техники» для бакалавриата и «Технологическая подготовка и организация производства авиационной техники» для магистратуры.
Завод готов заключать с абитуриентами, выбравшими эти программы, целевой договор. Это гарантирует молодым людям не только трудоустройство, но и повышенную стипендию, а после второго курса — оплачиваемую стажировку с зарплатой от 41 тыс. рублей.

Актуальные тренды
С 2019 года НАРК проводит опросы среди компаний и образовательных организаций, посвященные их сотрудничеству. В 2024 году в таком мониторинговом исследовании участвовали 532 колледжа и техникума из 76 регионов, а также 2507 работодателей из 86 субъектов.
О появлении новых партнеров в 2024 году сообщили 18,3% компаний и 62,3% образовательных организаций. Среднее количество дружественных колледжей на одно предприятие выросло за год с 2,1 до 2,4. Самые популярные формы взаимодействия — организация практик, профориентационные проекты и трудоустройство студентов на вакантные места.
Число компаний, которые заключают с абитуриентами договоры о целевом обучении, по сравнению с 2023 годом выросло с 12,9 до 28,2%. Речь идет о формате, когда абитуриент либо студент заключает с будущим работодателем соглашение: компания платит за учебу, но после выпускного человек обязан отработать в этой организации три-пять лет.
Таким образом, студенту-целевику гарантировано трудоустройство. С местом для учебной практики, где можно погрузиться в реальный производственный процесс, тоже не возникает проблем. В итоге к моменту полноценного выхода на работу молодой специалист уже хорошо знаком с оборудованием, коллективом, корпоративными ценностями. Кроме того, иногда в целевом договоре предусмотрена дополнительная стипендия во время учебы.
Количество мест для первокурсников в вузах, колледжах и техникумов определяется исходя из прогноза потребностей экономики в кадрах на следующие пять лет. Он ежегодно обновляется по нацпроекту «Кадры». Все компании сообщают в Минтруд России, какие специалисты понадобятся им в ближайшем будущем. Далее на основе этих сведений и определяются контрольные цифры приема в образовательные организации.