В высшую лигу: как «Профессионалитет» перестраивает среднее образование

Первые результаты запуска программы «Профессионалитет» представила АНО «Национальные приоритеты». Эксперты рассказали, как новшество повышает компетенции будущих молодых специалистов, престиж среднего профессионального образования и, в перспективе, возможности развития российской промышленности. Участники программы подчеркивают значимость поддержки и внимания государства к новому формату среднего профобразования.
Доклад «Среднее профессиональное образование в России: шаг в будущее» о развитии федеральной программы «Профессионалитет» был представлен на заседании комитета по среднему профессиональному образованию, обучению и профориентации Российского союза промышленников и предпринимателей. В основу доклада легли интервью с 31 экспертом, среди которых представители Минпросвещения РФ, региональных министерств образования, предприятий реального сектора экономики, а также директора колледжей, вошедших в проект в 2022 году.
Эксперты отметили, что «Профессионалитет» отличается более комплексным подходом к системе среднего профессионального образования, чем предыдущие программы: переформатирует систему управления СПО, учитывает отраслевые особенности производства и вовлекает в процесс работодателей. Важно также, что все педагоги колледжей, участвующих в программе, проходят переподготовку и получают новые компетенции. В докладе подчеркивается, что «Профессионалитет» оказался особенно важным в 2022 году, так как вносит значимый вклад в импортозамещение и создание технологического суверенитета страны.
Генеральный директор АНО «Национальные приоритеты» София Малявина отметила: «Все эксперты, принимавшие участие в подготовке доклада, отмечают положительные изменения, которые произошли в системе СПО после запуска федерального проекта «Профессионалитет». Он оказался очень востребованным именно в 2022 году, так как позволяет адресно и своевременно готовить кадры под меняющиеся условия. Равноправное партнерство студентов, образовательных организаций, предприятий и органов власти обеспечивает заинтересованность и вовлеченность всех участников, а также высокую скорость принятия и внедрения решений».
Быть взрослым, а не школьником
В докладе подчеркивается, что по итогам первого же года работы эффективность программы стала очевидна всем. Учащиеся получили возможность быстро освоить востребованную профессию и несколько дополнительных квалификаций, а после колледжа гарантированно получить работу на одном из ведущих предприятий региона с конкурентной зарплатой.
Программа помогла выпускникам увидеть в среднем профессиональном образовании не вынужденное решение, а возможность быстрее получить востребованную специальность, начать карьеру и достойно зарабатывать.
Согласно опросу, проведенному среди 6 тыс. учащихся «Профессионалитета», 76% из них считают, что в колледже они получают больше знаний, чем в 10-11-х классах школы; 87% почувствовали себя более уверенно.
Студенты, участвующие в программе, отметили также эффективное продвижение программы в СМИ. Опрос показал, что 66% учащихся колледжей нравится реклама «Профессионалитета». Также студентам важно осознавать значимость выбранной профессии для будущего страны или региона, и абсолютное большинство участников опроса (84%) полагает, что федеральный проект «Профессионалитет» дает именно такую профессию. Работа на конкретном предприятии или в корпорации важна для 63% опрошенных.
Работодатели, участвующие в программе, не только гарантируют выпускникам высокую стартовую зарплату, но и поддерживают успешных студентов стипендиями.
В докладе подчеркивается, что важную роль в реализации проекта играет его поддержка на федеральном уровне. Председатель правительства РФ Михаил Мишустин во время посещения колледжа «Энергия» в городе Реутов Московской области подчеркнул: «Все технические специальности сегодня очень важны для того, чтобы наш технологический суверенитет укреплялся, чтобы мы могли обеспечивать сами себя».
Колледжи на ступеньку выше
Авторы доклада отмечают, что колледжи, участвующие в «Профессионалитете», получают возможность войти в «высшую лигу» образовательных учреждений благодаря актуальным программам, ориентированным на практику, высококвалифицированным преподавателям и учебно-производственным пространствам с новейшим оборудованием.
Многие педагоги СПО уже прошли или проходят серьезную переподготовку.
Они приобретают практические навыки работы на современном высокотехнологичном оборудовании, которое требует цифровых компетенций.
Лариса Святышева, начальник управления реализации государственной политики в сфере профессионального образования департамента образования Вологодской области рассказала, что ведомство привлекло наставников с одного из предприятий, которые помогают педагогам колледжей осваивать VR-тренажеры. Только в одном колледже, участвующем в проекте «Профессионалитет», реализуется сразу шесть новых программ, по которым переобучение должны пройти как минимум шесть педагогов.
Преподавателям также необходимо выстраивать межпредметные связи и в целом менять подход к образовательному процессу, — подчеркивают в докладе эксперты. Программы «Профессионалитета» предполагают индивидуальный подход к студентам и включение в образовательный процесс практиков, представителей бизнеса.

Вложения в завтрашний день
Еще одна равная и заинтересованная в проекте сторона — представители бизнеса и промышленности, которые получили возможность напрямую инвестировать в подготовку востребованных кадров для своих предприятий, не тратя затем время на переподготовку. Кроме того, владельцы бизнеса в будущем рассчитывают на налоговые льготы после принятия соответствующего закона.
Заместитель начальника департамента управления персоналом ОАО «РЖД» Александр Збарский подчеркнул: «Главная мотивация для бизнеса участвовать в федеральном проекте — возможность решить кадровую проблему за счет трудоустройства выпускников, имеющих знания и навыки, необходимые для работы на конкретном предприятии. Значительные средства, вложенные в проект, являются для предприятий долгосрочной инвестицией, которая позволит серьезно увеличить производительность труда и сэкономить на переобучении специалистов. Дополнительными преимуществами для бизнеса станут налоговые льготы, а также повышение устойчивости за счет участия в крупных федеральных проектах».
Александр Збарский также обратил внимание на создание эффективной модели софинансирования и поддержки образовательных организаций.
Заместитель директора департамента образования Ярославской области Александр Гудков отметил: «Участие в федеральных проектах позволяет разделить расходы на развитие с государством и, таким образом, стабилизировать положение компаний».
Стоит отметить, что в «Профессионалитет» вошли самые мотивированные работодатели, которым важно было не просто получить выпускников с нужными компетенциями, а перестроить систему среднего образования, интегрировать его в современное производство.
Консультант комитета образовательных программ и проектов департамента профессионального образования Томской области Наталья Казакова рассказала о том, как представители бизнеса взаимодействуют с колледжем по программе «Профессионалитет». «Они не просто пришли и дали деньги, они практически уже живут в колледже. Только от «Сибагро» 18 сотрудников будут участвовать в образовательном процессе. На четыре программы 18 сотрудников — это очень хорошо». Узнать больше о том, как «Профессионалитет» изменит систему среднего профессионального образования, вы можете по ссылке.