Цифровой «Профессионалитет»: как изменят подход к подготовке IT-кадров в РФ
Дефицит профессионалов
На рынке сегодня представлено более 2,5 тыс. отечественных систем, сервисов и ПО в сфере искусственного интеллекта. За последние два года бизнес инвестировал в российскую IT-отрасль почти 390 млрд рублей. В 2023 году закончили обучение свыше 4,5 тыс. специалистов в сфере ИИ. Все это — в том числе благодаря содействию нацпроекта. Результаты достойные, но государству нужно больше.
«Безусловно, есть еще куда двигаться, — уверен замглавы Минэкономразвития России Максим Колесников. — Президентом поставлена задача роста экономики, при этом мы понимаем, что у нас сейчас на рынке труда практически нулевая безработица. Это значит, высокие риски роста стоимости рабочей силы».
В таких условиях компании испытывают дефицит людей, нужных для расширения поставок товаров и услуг. Немногочисленные соискатели же мало конкурируют друг с другом и могут требовать более высоких зарплат за свою уникальность. В итоге для необходимого развития экономики бизнесу остается только эффективнее использовать уже имеющиеся ресурсы.
Глубокое внедрение ИИ в корпоративные технологические процессы компании может стать альтернативным способом повысить производительность труда
«ИИ будет страховать и дополнять человека, и мы сможем достичь тех показателей, которые нам поставлены», — дополнил Максим Колесников.
Но для внедрения искусственного интеллекта тоже нужны дополнительные кадры, которых у бизнеса нет. Образуется замкнутый круг. За исключением лидеров отрасли, в большинстве компаний просто отсутствует штатный специалист в области Data Science, который мог бы оцифровать предприятие: понять, какие решения применимы в конкретном случае, и внедрить их. И нанять таких экспертов тоже проблематично.
«К сожалению, на рынке ИИ очень много хайпа. Многие декларируют, что решают такие задачи, но, когда компании с ними партнерятся, внедрить ничего не получается. Большинство заказчиков тогда думают: „И без этого справимся. Хайп пройдет, и все будет хорошо“. Но на самом деле это не так, искусственный интеллект действительно нужно внедрять», — объясняет Максим Колесников.
Подготовить квалифицированные кадры для реализации таких проектов будет одной из задач нового национального проекта «Экономика данных», который запустят в России с 2025 года.
Кто требуется в первую очередь
Минэкономразвития и Минцифры России совместными усилиями определили, сколько новых квалифицированных специалистов в области искусственного интеллекта должно ежегодно появляться в стране к 2030 году. Вышло, что одна только сфера высшего образования должна будет выпускать 15,5 тыс. человек в год.
«Как мы это определили? Исходя из цели, которую нам поставил Президент, обеспечить прирост ВВП к 2030 году на 11,2 триллиона рублей за счет внедрения ИИ, — рассказывает Максим Колесников. — Вместе с ведущими компаниями, опираясь на текущие знания, мы подсчитали емкость рынка, прикинули, сколько специалистов будет условно покупаться для решения задач силами собственного штата. Исходя из среднего уровня зарплат, мы предположили итоговую цифру».
Не менее важный вопрос — какими навыками должны обладать эти кадры. Что именно они должны освоить за время обучения, на какой уровень выйти? Минэкономразвития и Минцифры предлагают разделить их на три большие группы. Из 15,5 тыс. человек, ежегодно пополняющих рынок труда, тысяча должна быть топовыми специалистами в области Data Science, занимающимися фундаментальными исследованиями в области ИИ, 4-4,5 тыс. — непосредственными разработчиками решений с использованием искусственного интеллекта. Остальные 10 тыс. — отраслевые эксперты (например, агрономы), которые могут даже не уметь писать код, зато уже на этапе обучения хорошо понимают, как применить и внедрить в свою работу технологии ИИ.
Несмотря на то что ученые в этой классификации — самая малочисленная группа, им планируют уделять особое внимание.
«Очень важно таких людей „выращивать“ и оставлять в экономике, — подчеркивает Максим Колесников. — Они востребованы во всем мире, и нам нужно создавать условия, чтобы они оставались у нас в стране и передавали свои знания другим. Зачастую речь идет об аспирантах, которые преподают. По сути, мы решаем еще одну задачу — наличие квалифицированных преподавателей, которые могут обучать».
По словам представителя Минэкономразвития России, для этого в новом нацпроекте «Экономика данных» будет предусмотрена серьезная господдержка.
На основе конкурсного отбора по нацпроекту «Экономика данных» вузам будут выделять средства на зарплаты аспирантов, разработку совместно с бизнесом образовательных программ
Учреждения также получат доступ к вычислительным мощностям, необходимым для исследования и использования больших языковых моделей (помимо уже существующих по нацпроекту, будут спроектированы новые).
По словам Максима Колесникова, те же принципы Минэкономразвития и Минцифры хотят применить и для обучения других IT-специалистов.
Совместная задача вузов и компаний
«Секрет успеха — плотно работать с конечным заказчиком, бизнесом, который очень ждет кадры», — уверены в Минэкономразвития.
Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи полностью разделяет это мнение.
«Необходимо как можно теснее осуществлять коллаборацию отрасли IT и образования, — считает председатель комитета Александр Хинштейн. — Для этого вокруг каждого из вузов, занимающихся подготовкой цифровых кадров, необходимо формировать консорциумы, состоящие из компаний — лидеров рынка по профилю деятельности вуза. Так эти игроки заранее смогут готовить специалистов, что называется, под себя, самым активным образом вовлекаясь в образовательный процесс, участвуя в жизни и работе вузов. В том числе они будут вкладываться в развитие материальной базы, создание центров инновационных разработок, совместные проекты».
Подобный подход уже активно используется в других отраслях в сфере среднего специального образования. По федеральному проекту «Профессионалитет» создаются образовательно-производственные кластеры, в которых колледжи и техникумы внедряют модернизированные учебные программы, созданные в тесном партнерстве с работодателями. В IT и высшем образовании похожий опыт есть, например, у отраслевых вузов Минцифры: Московского технического университета связи и информатики (МТУСИ), Санкт-Петербургского государственного университета телекоммуникаций имени профессора Бонч-Бруевича (СПбГУТ), Поволжского государственного университета телекоммуникаций и информатики (ПГУТИ) в Самаре и Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) в Новосибирске.
«Мы сегодня активно такую коллаборацию реализуем с одним из лидеров рынка — компанией „ЭР-Телеком”, — рассказывает Александр Хинштейн. — Специалисты непосредственно участвуют в учебном процессе, занимаются подготовкой кадров, вкладываются в инфраструктуру, например, ПГУТИ. Такую же совместную работу мы ведем с „Почтой России”. В том же ПГУТИ создана первая в стране базовая кафедра, которую возглавляет руководитель макрофилиала компании, и все обучение осуществляют ее действующие сотрудники. Аналогично мы работаем с целым рядом организаций“».
Такой подход позволяет избежать ситуаций, когда после обучения в вузе специалисты не могут найти прикладного применения своим знаниям. Образование и научная деятельность оказываются оторваны от реальной жизни.
Чем привлечь бизнес в образование
Чтобы мотивировать компании сотрудничать с вузами, Госдума предлагает разработать комплекс мер поддержки для тех, кто вкладывается в подготовку кадров. Уже сейчас обсуждается целый ряд инициатив. Например, затраты на развитие инфраструктуры вузов могут отнести к основной деятельности компаний, чтобы они попадали под льготное налогообложение. Предприятиям, которые не входят в реестр IT-организаций, это тоже может быть доступно при условии, что те ощутимо помогают развивать инфраструктуру учреждений высшего образования.
«У государства есть право не только просить отрасль участвовать в этой работе, но и подталкивать к этому, — уверен Александр Хинштейн. — IT-сектор сегодня по определению не может пожаловаться на невнимание со стороны властей. Количество льгот, бюджетных средств, которое направляется по самым разным линиям, начиная с грантов и заканчивая иными финансовыми вливаниями, безусловно, создает для IT-отрасли серьезное преимущество перед другими секторами экономики. А раз так, кому много дано, с того много и спрашивается. Поэтому мы рассчитываем, что нам удастся сформировать такие коллаборации в самое ближайшее время».
Выступая на прошлом ПМЭФ, Президент Владимир Путин четко обозначил, что критерием оценки эффективности вузов должна стать востребованность его выпускников. То, как работодатели «голосуют рублем» за образовательные учреждения, гораздо более значимо, чем высокое положение в рейтингах и количество разнообразных наград.
Отметим, что действующий нацпроект «Цифровая экономика» тоже предполагает инициативы, направленные на подготовку IT-кадров. Например, благодаря ему в стране действует льготная образовательная программа в области искусственного интеллекта. Государство спонсирует студентам таких курсов до 90% стоимости учебы. А еще в технических вузах увеличено количество бюджетных мест на IT-специальности.