Рабочая схема: как «заточить» будущие кадры под конкретное производство

Сегодня благодаря федеральной инициативе «Профессионалитет» 150 тыс. студентов занимаются в 250 колледжах, которые открылись в составе образовательно-производственных центров в 43 регионах страны. И это только начало. Как сообщили в Министерстве просвещения РФ, сейчас насчитывается уже 71 такой кластер, в наступившем году будет создано еще 70, а к концу 2024-го их станет 210.
О том, каких результатов удалось достичь и каковы перспективы реализации проекта, расскажем в нашем материале.
Опыт — лучший учитель
Особенностью «Профессионалитета», цели которого близки нацпроекту «Образование», является максимальная ориентированность на практические знания. За счет этого сроки обучения сокращаются до двух-трех лет. Обязательное условие — практика учащихся на производстве, для которого, собственно, их и готовят, а также прием не менее 85% выпускников на работу к «шефам» — так в прежние годы называли предприятия, сотрудничающие с учебными заведениями.
Кстати, многие спикеры отмечают, что система подготовки по проекту «Профессионалитет» похожа на кадровую стратегию НЭПа времен 20-х годов прошлого века. Тогда был сделан упор на целевую подготовку специалистов для предприятий, которые были заинтересованы в их высокой квалификации и старались по максимуму участвовать в процессе обучения. Об этом, в частности, недавно говорили зампредседателя комитета Госдумы по экономической политике Денис Кравченко и замглавы Минпромторга РФ Василий Осьмаков на форуме-выставке «Российский промышленник».
На финансирование каждого образовательно-производственного центра в федеральном бюджете предусмотрено не менее 70 млн рублей.
Вместе со средствами, выделенными из региональной казны, и помощью «шефов» получается весомая сумма.
Отдельно решается вопрос подготовки преподавателей, работающих в проекте. В прошлом году 9 тыс. таких специалистов прошли специальное обучение, в том числе навыкам конструирования образовательных программ под запросы работодателей и экономики. Стажировки педагогов продолжаются. В частности, в Костромской области недавно была проведена переподготовка 24 преподавателей и мастеров производственного обучения из Алтайского края и Московской области.
Трудовые резервы
Сейчас «Профессионалитет» охватывает 43 региона страны, к концу этого года к нему присоединятся еще 12 республик и областей, а число отраслевых партнеров увеличится с 250 до 378. «В 2022 году, помимо федерального финансирования, [на создание кластеров] было привлечено более 1 млрд рублей от предприятий, еще порядка 2 млрд — от регионов. В 2023 году компании должны вложить в колледжи по проекту еще 1,5 млрд рублей», — отметил ранее глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов.
На практике это выглядит следующим образом: при формировании кластера определяется ссуз, который модернизируется под ключ. Например, на базе Уфимского машиностроительного колледжа действует центр подготовки кадров, над которым шефствует «ОДК-Уфимское моторостроительное производственное объединение» (ОДК-УМПО). В учебном заведении был проведен капитальный ремонт, для него закуплено новое оборудование.
«Заключены трехсторонние целевые договоры между нами, ОДК-УМПО и студентами. Они гарантируют ребятам трудоустройство, дополнительную стипендию (до 5 тыс. рублей), горячее питание и спецодежду. В этом учебном году на первый курс поступили 450 студентов», — рассказал директор образовательного учреждения Булат Мусин.

От виноделия до авиастроения
Каждый из кластеров имеет свою специализацию в зависимости от того, в каких работниках ощущается потребность в конкретном регионе. В основном речь идет о таких приоритетных сферах экономики, как атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение (в том числе авиа- и судостроение), химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность, фармацевтическая и горнодобывающая отрасли.
Образовательно-производственный центр при Томском аграрном колледже тесно сотрудничает с компанией «Сибагро». Для него было закуплено более 700 единиц оборудования с учетом потребностей работодателя, чтобы студенты учились на той же технике, которая используется на реальном предприятии. Агрохолдинг уже заключил договоры о целевом обучении с 85 студентами.
«Это гарантирует им трудоустройство в одном из филиалов «Сибагро», дает возможность получать именную стипендию от компании, проходить обучение и практику под кураторством опытного наставника»,
В другом кластере, в который входит Томский техникум железнодорожного транспорта, 45 учащихся заключили аналогичные договоры с РЖД.
Пилотная группа студентов Анапского сельскохозяйственного техникума проходит обучение на винодельне «Кубань-Вино». «Все ребята официально трудоустроены, им предоставлено жилье и питание на территории завода», — сообщил директор ссуза Иван Чернышов. Студенты слушают курс лекций от технологов, узнают историю создания различных сортов вин и особенности их производства. В ходе осенней практики они уже участвовали в обработке сырья и в других технологических процессах.
В колледже «Энергия» в подмосковном Реутове разработали шесть направлений подготовки кадров совместно с НПО машиностроения. Возможности кластера оказались востребованы и другими предприятиями — недавно соглашение о сотрудничестве с учебным заведением подписала авиационная корпорация «Рубин» из Балашихи.
С 2023 года участниками проекта «Профессионалитет» могут стать и представители малого и среднего бизнеса. Таким образом, к уже действующим кластерам могут добавиться центры, готовящие кадры для сфер туризма, питания, информационно-коммуникационной, креативной и других индустрий, в которых работают предпринимательские структуры. Налоговый вычет позволит им активнее поддерживать ссузы, готовые взяться за подготовку для них персонала.
Узнать больше о программе, колледжах и компаниях — участниках в каждом регионе можно на сайте япроф.рф.