Представлен доклад «Профессионалитет: Новый взгляд на карьеру рабочего»
Разрушая стереотипы
Интенсивное развитие производства и технологий повышает потребность в квалифицированных молодых специалистах. Благодаря «Профессионалитету» обучение стало более быстрым, практико-ориентированным и адресным. Крупные предприятия привлечены к составлению учебных планов и предоставляют возможности для практических занятий. Такая организация подготовки в системе СПО названа в докладе одной из лучших практик.
Закрепить трудовые отношения работодателя и студента помогают целевые договоры. Продолжать учебу мотивируют стипендии, комфортные условия в общежитии, а также возможность учиться по гибкому графику, совмещая работу и занятия, если это необходимо.
Как одна из лучших практик в системе СПО в докладе приведена система наставничества: опытные рабочие помогают новичкам освоить все профессиональные тонкости и влиться в коллектив.
Нужно показать, что работник предприятия выглядит красиво, на нем аккуратная, чистая форма, а стереотипные представления о «мужике с завода» утрачивают актуальность
Эксперты констатируют: стереотипы общества, связанные с негативным образом рабочего, уходят в прошлое. Современный специалист рабочей специальности имеет высокую квалификацию, он успешный и уважаемый человек, его труд хорошо оплачивается. Изменить представление о рабочих профессиях и повысить привлекательность рабочей карьеры помогла программа «Профессионалитет».
На портале «Экспертум» был проведен опрос для респондентов 14-17 лет о выборе дальнейшего обучения. 57% респондентов ответили, что учиться в колледже и получать рабочую специальность престижно и полезно.
Создание позитивного образа «чистых» производств и успешных рабочих ведет к дальнейшему росту престижа рабочих профессий, — подчеркивают эксперты.
Заместитель генерального директора по общим вопросам АО «НПО «Высокоточные комплексы» Владимир Бродский: «Для молодого человека важен образ работодателя. Нужно показать, что работник предприятия выглядит красиво, на нем аккуратная, чистая форма, а стереотипные представления о „мужике с завода“ утрачивают актуальность».
Меньше теории, больше практики
В докладе приводятся данные о развитии кластерной системы профессионального обучения на территории предприятий, что упрощает доступ к практическим занятиям на современном оборудовании.
С 2022 года по программе «Профессионалитет» открыто 370 кластеров совместно с предприятиями-партнерами, 150 из них — в 2024 году. 1,52 млн студентов получают в кластерах рабочие профессии, востребованные в 24 отраслях экономики. В проект вовлечены более 2 тыс. предприятий, инвестировавших в развитие таких кластеров более 6 млрд рублей.
В этом году выпускниками колледжей и техникумов, входящих в «Профессионалитет», стали более 137 тыс. специалистов, которые поступили на работу на предприятия, участвовавшие в их подготовке.
Вовлечение работодателей в процесс обучения приводит к отличным результатам.
Выпускников новой формации хвалит Наталья Прудова, руководитель группы профессиональной ориентации и практической подготовки департамента кадров АО «Р-Фарм»: «Студенты демонстрируют высокий уровень даже по сравнению с выпускниками вузов. Руководители и наставники говорят о том, что у ребят более развиты практические навыки, „поставлена рука“».
К 2025 году к порталу «Работа России», где работодатели размещают предложения заключить целевой договор, будут подключены все образовательные учреждения страны. Это позволит предоставить возможность проходить производственную практику 100% студентов ссузов, — подчеркивают эксперты.
Поработать над мотивацией
В докладе отмечается, что возможность заключить целевой договор, который гарантирует трудоустройство, — важный плюс для тех, кто выбирает профессиональный путь после школы.
Елена Комарницкая, руководитель направления развития проектов в сфере СПО Аппарата Совета директоров ОАО «Римера» подчеркивает: «Целевые договоры — эффективный инструмент. В 2024 году в Первоуральске 90% поступивших заключили целевые договоры. На Камчатке — 32%».
Тем не менее сама система целевых договоров нуждается в совершенствовании. Так, например, семьи, получающие социальные пособия, могут отказываться заключать такой договор, чтобы не терять выплату — поскольку стипендия делает семейный доход выше и семья может потерять право на соцподдержку. В этом случае решением может стать заключение целевого договора без стипендии.
Кроме того, требуется уравнять возможности сельских школьников, которые не всегда могут пройти отбор в учебное заведение из-за разного уровня школьной подготовки в городе и на селе.
Возможность заключить целевой договор, который гарантирует трудоустройство, — важный плюс для тех, кто выбирает профессиональный путь после школы
О том, что этому вопросу необходимо уделить особое внимание, говорит директор БПОУ Омской области «Медицинский колледж» Игорь Боровский: «Целевой договор особенно важен для села. Сельскому абитуриенту сложно конкурировать с городским школьником. В настоящий момент не предусмотрено преференций для сельских абитуриентов, которые после обучения готовы вернуться на свою малую родину и работать по профессии».
Еще один важный момент — гарантия трудоустройства после службы в ВС РФ. Многие предприятия уже сопровождают выпускников во время их службы в армии, заключая гарантийные письма о возвращении на производство и выплачивая «подъемные» сразу после трудоустройства.
Директор БПОУ Вологодской области «Череповецкий Технологический Колледж» Елена Егорова: «Северсталь» подписывает гарантийные письма с выпускниками перед их уходом в армию. Выплачивает им «подъемные» и адаптирует для скорого включения в работу — по их возвращении».
Я б в рабочие пошел
Популярность рабочих профессий среди молодежи растет — многие колледжи и техникумы отмечают рост числа заявлений на поступление. По данным Минпросвещения России, в 2024 году не менее 1,25 млн абитуриентов подали заявления на поступление на 1-й курс.
Светлана Мелихова, референт Департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России приводит такие данные: «В 2024 году функционирует 370 кластеров по 24 отраслям. Общая численность заявлений по программам „Профессионалитета“ превышает 650 тыс. при плане приема 200 тыс. человек».
Наибольшим спросом пользуются технические специальности, на втором месте — медицинские, затем туризм и сервис, на четвертом месте по популярности — педагогика.
Директор ГОАПОУ «Липецкий металлургический колледж» Алексей Уколов видит это на примере своего учебного заведения: «На 85% увеличилось количество поданных заявлений. Родители и абитуриенты поняли, что, работая металлургом в современном цехе на новом оборудовании, можно строить карьеру и получать достойный доход».
Онлайн-опрос 55 экспертов на платформе «Экспертум.рф» АНО «Национальные приоритеты» показал, что привлекает молодых людей в рабочей карьере. На первом месте — рост доходов, на него указали 89% опрошенных, на втором — повышение статуса, который отметили 51%, рост полезности для общества указали 29%, рост профессионализма — 25% респондентов.
О том, что выпускники быстро выходят на «взрослый» уровень доходов, говорит Алексей Уколов: «Наши выпускники получают зарплату на уровне основных работников предприятия и могут зарабатывать больше родителей. Например, зарплата машиниста крана, которому исполнилось 18 лет, — 100 тыс. рублей».
Эксперты отмечают и другие привлекательные стороны рабочей профессии, которые влияют на выбор. Это быстрый старт карьеры и начало работы еще до окончания обучения, а также социальные гарантии и возможность пользоваться инфраструктурой предприятия.
Профессия на экране и в классе
Эксперты сделали вывод: несмотря на рост числа молодых людей, которые выбирают рабочую специальность, осведомленность о карьерных возможностях рабочего остается невысокой. Важно повышать осведомленность и о «Профессионалитете». Всероссийский интернет-опрос показал, что о проекте знают 50% опрошенных.
Одна из возможностей интересно рассказать о профессии — сделать это самим представителям предприятия. Директор ГАПОУ Свердловской области «Каменск-Уральский политехнический колледж» Наиля Токарева подчеркивает важность такой работы: «Компания „Русал“ организует профориентационные лагеря, мастер-классы и тренинги для школьников 7-8-х классов. За 3 года мы увеличили число студентов технических специальностей. 30% поступающих — участники этих лагерей».
Возможность получить настоящую взрослую профессию еще в школе — отличный мотиватор для подростков
Зрелищные фильмы, где показана работа цехов, тоже привлекают новых рабочих. Об этом рассказал Владимир Бродский: «В 2023 году мы сняли серию документальных фильмов о наших предприятиях. На протяжении месяца после выхода фильма в эфир количество звонков в отдел кадров увеличилось в 8-10 раз!»
Возможность получить настоящую взрослую профессию еще в школе — отличный мотиватор для подростков. Руководитель центра подготовки и развития персонала АО «СУЭК-Кузбасс» Яна Калиш отмечает результативность такой практики: «В 2022 году внедрили „СУЭК-классы“, нацеленные на поступление в наши базовые техникумы. Во время обучения ребята получают первую профессию — слесарь-ремонтник. В 2024 году 14 из 18 выпускников одного из классов заключили целевые договоры — это 100% наши будущие сотрудники».
Навигатор будущего
Более широкий охват дает профориентация школьников. Одно из множества всероссийских мероприятий — Ежегодный Единый день открытых дверей, где школьники и их родители могут познакомиться с востребованными рабочими профессиями, возможностями обучения по практико-ориентированным образовательным программам и трудоустройства в ведущие компании страны.
Профориентации посвящены и «Родительские собрания» с участием руководителей регионов и работодателей. Настоящий навигатор в мире новых и будущих профессий для школьников — онлайн-проект «Билет в будущее», который реализуется по нацпроекту «Образование». В нем приняли участие более 8,4 млн школьников и более 60 тыс. педагогов вошли в пул навигаторов проекта.
На базе проекта «Билет в будущее» во всех российских школах действует единый профориентационный минимум для школьников 6-11-х классов, включая детей с ОВЗ и инвалидностью. Одно из направлений — внеурочный еженедельный курс «Россия — мои горизонты». Еще одни проект — «Амбассадоры Профессионалитета». Команда амбассадоров провела более 12 тыс. мероприятий с охватом свыше 3 млн человек.
Подготовка квалифицированных кадров для отраслей, обеспечивающих устойчивость российской экономики, — приоритетная задача достижения технологического суверенитета, решению которой способствует федпроект «Профессионалитет».