Мечта студента: работники ссузов соревнуются в профмастерстве
Разыскиваются лучшие
Конкурс «Мастер года» совсем молодой — его проводят в нашей стране с 2021 года. Участвовать в соревнованиях могут мастера производственного обучения, преподаватели профессиональных дисциплин и междисциплинарных курсов, а также их коллеги, ведущие в колледжах и техникумах общеобразовательные предметы. В общей сложности состязание проводят для представителей 45 профессий и специальностей.
Каждый кандидат на звание «Мастера года» должен иметь профессиональный стаж не менее трех лет и при подаче заявки подтвердить свои достижения за последние годы документами. Преодолеть отбор могут те, чьи подопечные успешно прошли Государственную итоговую аттестацию в формате демонстрационного экзамена и как минимум на региональном уровне занимали призовое место в одном из чемпионатов профессионального мастерства, таких как «Ворлдскиллс Россия», «Абилимпикс» и ArtMasters.
Кроме того, педагоги должны соответствовать одному или нескольким дополнительным критериям. Жюри ожидает, что у конкурсантов есть опыт разработки и внедрения инновационных методов преподавания. Также предполагается, что они участвуют в реализации федпроекта «Профессионалитет» или прошли повышение квалификации благодаря ему. Курсы, которые проводят для преподавателей СПО при поддержке нацпроекта «Образование», тоже подойдут.
Число участников конкурса «Мастер года» постоянно растет. Если в 2021 году первые состязания заинтересовали 2,4 тыс. педагогов, то уже спустя год их стало почти на 400 больше, а в нынешнем сезоне заявки подали уже свыше 3 тыс. человек.
Число участников конкурса «Мастер года» постоянно растет, в нынешнем сезоне заявки подали уже свыше 3 тысяч педагогов
Послы родного края
На первом этапе региональные комиссии отбирали заявки от руководителей колледжей и техникумов, а также непосредственно от самих будущих конкурсантов. После этого субъекты постепенно переходят к самим соревнованиям. В итоге из тысяч претендентов со всей страны с помощью такого двухступенчатого отсева к 26 мая оставят всего 89 человек — на федеральном уровне каждую область и республику, каждый край и автономный округ будет представлять только один конкурсант.
На региональном этапе педагогов ждут два задания. Первое — за три минуты презентовать себя как «мастера». Преподавателям предлагают рассказать о своих методиках подготовки студентов с использованием передовых технологий и практико-ориентированного подхода, полученных результатах. Судьи оценивают общую и профессиональную эрудицию конкурсантов, их знание современных трендов и возможностей в образовании, навыки публичного выступления и умение взаимодействовать с аудиторией, глубину самоанализа.
Следующая задача — провести показательное учебное занятие. Сложность в том, что ученики при этом будут незнакомы преподавателю. Ему или ей предстоит провести урок со случайной группой студентов, которых пригласит жюри.
Параллельно с отборочным и региональным этапами проходит эстафета флага конкурса. В этом году ее проводят впервые. Она стартовала конце февраля в Адыгее и, объединив все регионы подобно олимпийскому огню, завершится в Тульской области, где состоится финал соревнований. Первой знамя из рук главы Минпросвещения РФ Сергея Кравцова в Майкопе приняла посол Южного федерального округа. Ей стала преподавательница сестринского дела Елена Ганоцкая из Волгоградского медицинского колледжа. В прошлом году она заняла в финале соревнований девятое место.
Из ЮФО 20 апреля флаг вернулся на Северный Кавказ. После этого его ждет путешествие по Приволжскому федеральному округу, а оттуда знамя отправится на Дальний Восток и в Сибирь. Церемония передачи флага сопровождается флешмобами и парадами образовательных организаций. Одновременно организуют мероприятия «Школы наставничества» и деловую программу с участием экспертов принимающих регионов. Как ожидается, всего события, связанные с эстафетой, охватят более 10 тыс. человек.
Тула ждет гостей
Заключительный этап конкурса в этом году стартует 28 сентября. Он проводится в регионе, представитель которого победил в конкурсе в предыдущем сезоне. Хозяевами финала, помимо Тульской области, уже были Подмосковье, где «Мастер года» дебютировал в 2021-м, а затем Свердловская область. Командировки, связанные с соревнованиями, участникам оплачивают организации, в которых они работают, а также министерства и департаменты образования субъектов РФ.
Церемония открытия финала состоится в атриуме Тульского кремля. А заключительные состязания пройдут на базе десятка колледжей и техникумов не только областного центра, но и соседнего города Щекино. Также гостей ждет культурная программа — экскурсии в местные музеи, в том числе поездка в усадьбу Льва Толстого «Ясная поляна».
Завершится конкурс в День среднего профессионального образования — с прошлого года его отмечают в нашей стране 2 октября. Торжественное закрытие третьего сезона «Мастера года» проведут в многофункциональном спортивном комплексе «Тула-Арена». Здесь девять призеров и победитель получат свои долгожданные награды.
Кстати, начиная с 2023 года педагог, занявший первое место, будет получать от Минпросвещения РФ 200 тыс. рублей в качестве денежного поощрения. Причем помимо «Мастера года» это нововведение распространяется и на другие конкурсы профессионального мастерства для работников сферы образования: «Воспитатель года России», «Директор года России», «Педагог-психолог России», «Учитель-дефектолог России» и «Сердце отдаю детям».
Сезон в разгаре
Сейчас к региональному этапу конкурса уже перешли, например, в Оренбургской области. Первичные заявки там подали в общей сложности 75 педагогов из 33 колледжей и техникумов. В том числе впервые в этом году претендовать на звание «Мастера года» решили представители училища олимпийского резерва, областного медицинского колледжа и колледжа при Оренбургском государственном университете.
Комиссия допустила к дальнейшем участию 14 мастеров производственного обучения не только из региональной столицы, но и из Бугуруслана, Новотроицка, Бузулука, Орска и села Ташла. Во второй этап прошли специалисты из сразу трех педагогических и трех строительных ссузов. Кроме того, соревноваться за выход в финал будут преподаватели политехнического и нефтяного техникумов, а также колледжей, в которых готовят работников для автотранспортной отрасли и сферы обслуживания.
«Конкурс „Мастер года“ дает преподавателям и мастерам производственного обучения возможность показать свой профессионализм и талант наставника, — уверен губернатор Оренбургской области Денис Паслер. — У оренбургских колледжей и техникумов установлены прочные партнерские связи с предприятиями-работодателями, которые выступают заказчиками и активно участвуют в подготовке кадров. У нас уже создано три образовательно-производственных центра „Профессионалитета“, в этом году добавятся еще пять. Модернизируется материально-техническая база, открываются новые направления подготовки. Все это помогает сохранять профессиональную преемственность, передавать трудовой опыт, способствует стабильности рынка труда, производственного сектора и экономики региона в целом».
В 2022 году область в финале «Мастера года» представлял преподаватель Гуманитарно-технического техникума Юрий Писарев из Оренбурга. Его специальность — «Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». Кроме того, с 2019 года Юрий — эксперт чемпионата профессионального мастерства для людей с ограниченными возможностями «Абилимпикс» и конкурсов по стандарту «Ворлдскиллс».
Со своими студентами педагог старается постоянно поддерживать активный диалог, общаться с ними не как наставник, а как будущий коллега. На занятиях они вместе разбирают не только серьезные профессиональные ситуации, но и разные курьезные случаи. Юрий стремится развивать у своих подопечных критическое мышление и делает ставку не на объем знаний, а на умение использовать имеющуюся информацию, самостоятельно искать недостающие сведения и применять их в жизни.
Педагог и… немного артистка
Победительницей «Мастера года» в 2022 году стала Ирина Демихова из города Донского в Тульской области. В местном Колледже информационных технологий она преподает специальные дисциплины студентам, которые учатся на направлении «Информационные системы и программирование».
На последнем этапе участники должны были продемонстрировать навыки работы в команде, представив образовательные кейсы, а затем провести открытый урок. Выполняя заключительное задание, Ирина особенно поразила жюри. Она блестяще справилась с задачей влюбить аудиторию в свою профессию, используя личную харизму, навыки презентации и раздаточные материалы.
«Творить, пробовать и развиваться», — так формулирует преподавательница свой профессиональный девиз. И того же педагог ждет от своих студентов. По словам Ирины, каждое учебное занятие для нее — своего рода представление, которое нужно наполнить смыслом. Урок должен побудить аудиторию к изучению нового, интересного, чтобы молодые люди смогли стать более грамотными специалистами.
Участие в конкурсе прибавило Ирине уверенности в своих силах и пробудило желание стать еще лучше, достигнуть новых высот в профессии. В то же время, по словам педагога, она стала требовательнее к себе, ведь нужно соответствовать званию «Мастер года».
Отметим, что конкурсы профессионального мастерства полезны не только для самих участников. Они помогают популяризировать рабочие профессии среди молодежи, повышать престиж среднего специального образования. Если мероприятия, например, в рамках национального чемпионатного движения, мотивируют школьников и студентов совершенствовать собственные навыки, то соревнования вроде «Мастера года» призваны сказать: «Посмотрите, какие профессиональные, современные, креативные педагоги встретят вас в колледжах и техникумах!».
Чтобы сделать ссузы привлекательными, государство использует и другие методы. Например, в учебно-производственных кластерах, которые создаются при поддержке федпроекта «Профессионалитет», будущие работодатели активно участвуют в подготовке молодых специалистов. Это позволит выпускникам не отстать от «моды» на рынке труда и получить максимум знаний и навыков, востребованных именно сейчас. А нацпроект «Образование» помогает модернизировать мастерские и оснащать их современными станками и инструментами.