Лучшие наставники: регионы выбрали кандидатов на звание «Мастера года»
Конкурс растет и расширяется
На региональном этапе участникам требовалось выполнить два задания: сделать видеопрезентацию своей работы и провести очный мастер-класс для незнакомых студентов.
«Конкурс "Мастер года" по праву считается одним из самых востребованных профессиональных конкурсов в образовательном пространстве нашей страны, и интерес к нему стремительно растет, — рассказывает глава Минпросвещения России Сергей Кравцов. — В этом году число участников увеличилось почти на 60% по сравнению с прошлым годом и превысило 6 тысяч человек. Это настоящие профессионалы своего дела, ведущие педагоги из разных регионов. Их всех объединяет высочайшее мастерство, творческий подход к работе, интерес к современным технологическим решениям и умение работать с молодежью. Уверен, что финал, который пройдет в Тюмени, станет ярким событием в системе современного профессионального образования».
«Мастер года» по праву считается одним из самых востребованных профессиональных конкурсов в образовательном пространстве нашей страны
Отметим, что увеличилось не только количество педагогов, заинтересованных в конкурсе, но и география колледжей и техникумов, которые они представляли. Если в 2023 году на звание «Мастера года» претендовали работники 1,8 тыс. организаций, то теперь таких ссузов стало на четверть больше, свыше 2,2 тыс. В том числе в ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областях в соревнованиях участвовали преподаватели и мастера производственного обучения из 111 учреждений.
Самая напряженная борьба за выход во всероссийский финал шла в Оренбургской области и Пермском крае. Там соревновались 376 и 370 педагогов соответственно. На третьем месте оказалась Белгородская область (306 участников). В пятерку самых активных регионов также вошли Московская область и Чувашия, где конкурс в этом году привлек около 280 человек.
Возраст педагогов, которые хотят стать «Мастером года», в этом году тоже существенно изменился. Самому юному участнику соревнований 21 год, а самому старшему — 78 лет. В 2023 году за победу боролись преподаватели в возрасте от 23 до 63 лет.
А еще в этот раз в конкурсе впервые участвовали наставники, которые обучают студентов судовождению, ювелирному и сестринскому делу, прикладной геодезии, землеустройству, фотографии и эксплуатации беспилотных авиационных систем. Классическими специальностями претендентов на звание «Мастера года» остаются «поварское искусство», «строительство» и «сварочное дело».
«Участие в конкурсе помогает нашим педагогам идти в ногу с развитием педагогической науки, обмениваться опытом с коллегами из регионов, но главное — дает возможность продемонстрировать всей стране свои умения, поделиться успехами. Словом, "Мастер года" — это мощный двигатель развития и повышения престижа профессии педагога СПО», — уверен ректор Института развития профессионального образования (официального оператора конкурса) Сергей Кожевников.
Секрет профессионального роста
В Алтайском крае в региональном этапе конкурса участвовали 14 преподавателей и мастеров производственного обучения. Лучшей из них стала Ольга Санкина, преподавательница физического воспитания Барнаульского государственного педагогического колледжа имени Штильке. Она специализируется на адаптивной физкультуре, то есть работе с людьми с ограниченными возможностями здоровья.
В 2007 году преподавательница с отличием окончила колледж имени Штильке, в котором теперь трудится. Позже она окончила Алтайскую государственную педагогическую академию — также с отличием. Сейчас за плечами у Ольги уже солидный педагогический стаж: она четыре года работала в школе, а студентов обучает уже 12 лет.
На занятиях преподавательница старается использовать инновационные технологии. Например, она применяет профессионально ориентированные виды двигательной деятельности. Это позволяет будущим тренерам, специализирующимся на работе с людьми с ограниченными возможностями, испытать, как их подопечные чувствуют себя, выполняя то или иное упражнение. Кроме того, студенты Ольги нередко работают в группах и экспериментируют, моделируют различные ситуации. Так они могут самостоятельно приобрести необходимые знания и навыки и закрепить их лучше, чем если бы наставница сразу давала своим подопечным готовые ответы.
Такой подход к обучению дает отличные результаты. За прошедшие годы Ольга подготовила множество призеров и лауреатов Всероссийской олимпиады профессионального мастерства, победителей и призеров конкурсов «Абилимпикс», «Молодые профессионалы» и «Профессионалы».
Коллеги отзываются об Ольге как о справедливом, целеустремленном, трудолюбивом, талантливом и ответственном педагоге, настоящем профессионале своего дела. Студенты тоже искренне любят свою наставницу и считают ее мудрой. Они благодарят ее за то, что она научила их одерживать победы над самими собой, становиться лучше.
В конкурсе «Мастер года» Ольга принимает участие впервые. По ее словам, изначально она сомневалась, стоит ли ей пробовать — боялась не оправдать надежды коллег, ведь конкуренция очень высока. Но в то же время педагог уверена, что подобный опыт стоит приобрести каждому преподавателю, ведь это уникальная возможность продемонстрировать свое мастерство, познакомиться с новыми людьми и научиться у них чему-то новому. «Выход из зоны комфорта» ради участия в соревновании вознаграждается профессиональным ростом и развитием.
Золотые руки повара
Во Владимирской области в региональном этапе конкурса «Мастер года» участвовали 42 преподавателя и мастера производственного обучения. Подобные соревнования здесь впервые начали проводить еще 11 лет назад, задолго до того, как идею поддержали на федеральном уровне. По сложившейся традиции, помимо общего первого места, победителей также выбирают в различных номинациях. Так что мастер производственного обучения Владимирского техникума экономики и права Владкоопсоюза Анди Мартин Мартин не только получил звание «Мастер года Владимирской области — 2024», но и уже второй раз признан «Мастером золотые руки».
Специальность Анди — «поварское и кондитерское дело». С 2013 года он трудится в том же техникуме, который когда-то окончил сам. Высшее образование педагог получил в Российском университете кооперации. За девять лет работы со студентами он подготовил свыше 200 поваров и кондитеров. Более десятка из них сейчас стали шеф-поварами, многие другие — ведущими специалистами.
Важно отметить, что Анди имеет большой опыт работы не только преподавателем, но и шеф-поваром, а также заведующим производством в ряде ведущих владимирских предприятий общественного питания. Так что о нюансах профессии он знает не понаслышке. Кроме того, Анди издал собственный учебник для студентов, которые планируют стать поварами и кондитерами.
В профессиональных конкурсах владимирский мастер производственного обучения тоже не новичок. В том числе в его копилке первое и второе места в чемпионате России по профессиональному мастерству среди работников учреждений образования и культуры, а также на всероссийской олимпиаде руководителей и педагогов образовательных организаций.
Свое необычное для России имя Анди считает преимуществом — его точно запомнят, а для конкурсов это важно. Отец педагога — кубинец и учился во Владимирском политехническом институте по обмену, где и познакомился с будущей женой. Сам Анди переехал в Россию, когда ему было уже 12 лет.
В региональном этапе «Мастера года» Анди уже участвовал два года назад. Однако подготовиться к нему в этот раз все равно было непросто. Заранее был известен только ссуз, где преподавателю предстояло провести открытый урок для студентов. На занятии с девятью четверокурсниками Владимирского экономико-технологического колледжа он предложил изучить, как люди воспринимают еду в зависимости от ее цвета и подачи, что выглядит для человека вкусным, а что — нет. Изюминкой урока стало использование для декора блюд живых съедобных цветов.
Только актуальные знания и навыки
Оренбургская область второй год лидирует по количеству образовательно-производственных кластеров, создаваемых по федпроекту «Профессионалитет». В регионе их уже 14, за три года здесь открыли почти 70 новых мастерских (а изначально планировали 50 за пять лет). По модернизированным программам 2,5 тыс. студентов получают почти 50 профессий и специальностей.
В региональном этапе конкурса «Мастер года» в Оренбургской области в этом году принял участие 171 педагог из 35 колледжей и техникумов. Лучшим из них признали Артура Явгастина, мастера производственного обучения и руководителя учебно-производственного комплекса из Оренбургского гуманитарно-технического техникума, который входит в машиностроительный кластер «Профессионалитета». Преподаватель учит своих подопечных, как обращаться со станками с числовым программным управлением.
В Оренбургской области в региональном этапе конкурса «Мастер года» участвовали более 170 педагогов из 35 колледжей и техникумов
Артур и сам окончил Гуманитарно-технический техникум, получив специальность «монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования промышленных и гражданских зданий». После выпускного в 2020 году ему предложили остаться здесь работать. Сейчас молодой человек продолжает получать образование — учится в Оренбургском государственном аграрном университете по направлению «агроинженерия».
Помимо этого, он является экспертом конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» и «Профессионалы», демонстрационных экзаменов по направлению «машиностроение». А еще Артур провел более сотни профессиональных проб для подростков в рамках проекта «Билет в будущее» и тесно взаимодействует с предприятиями ОПК по вопросам подготовки кадров. На занятиях он нередко разбирает реальные случаи из заводской практики.
В своей работе молодой преподаватель старается использовать самые новые практики и методы обучения. Для него важно следить за передовыми технологиями в области машиностроения, всегда быть в курсе изменений и передавать студентам только наиболее актуальные знания, которые позволят им стать востребованными специалистами. Артур постоянно совершенствует свои профессиональные навыки, повышает квалификацию, делая особый упор на компетенции, связанные с фрезерными и токарными работами на станках с ЧПУ, проектированием и изготовлением пресс-форм.
Артур считает, что его задача — раскрывать таланты студентов, и это у него отлично получается. Его подопечные становились призерами Национального финала чемпионатов «Молодые профессионалы», «Абилимпикс» и «Профессионалы».
А вот сам преподаватель впервые участвует в таком масштабном конкурсе, как «Мастер года». По его словам, это очень волнительный опыт. Победа на региональном этапе стала неожиданной — Артур предполагал, что на этом борьба для него завершится. Но все вышло иначе, и теперь он будет представлять свой регион во всероссийском финале.
С 28 сентября по 2 октября конкурсантам, которые съедутся в Тюмень, предстоит пройти три испытания. Сперва в командах из 5–6 человек они будут решать задания, подготовленные Институтом развития профессионального образования. Затем уже по отдельности участники проведут открытые уроки для незнакомой аудитории, а также постараются влюбить жюри в свою профессию.
Тот, кого эксперты признают лучшим, получит не только звание «Мастера года», но и денежную премию. Кроме того, победителю и призерам вручат кубки с символикой конкурса, ценные призы и дипломы. По сложившейся традиции финал конкурса в следующем году принимает регион, откуда прибыл участник, занявший первое место. Например, в прошлый раз это был преподаватель Тюменского техникума строительной индустрии и городского хозяйства Иван Зарубин.
Отметим, что, помимо федпроекта «Профессионалитет», колледжи и техникумы поддерживает национальный проект «Образование», который тоже реализуется по решению Президента. Благодаря ему студенты обучаются востребованным специальностям в профессиональных мастерских с современным оборудованием.