Если путь, то железный: профессия железнодорожника набирает популярность
Подарок императору
День железнодорожника был учрежден Министерством путей сообщения в 1896 году. Он стал подарком ко дню рождения императора Николая I, считавшегося основателем железнодорожного дела в России: при нем были построены первая прогулочная железная дорога в Царское село и первая всероссийская магистраль от Санкт-Петербурга до Москвы.
После 1917 года праздник забыли почти на 20 лет: после Октябрьской социалистической революции были отменены все царские праздники. Но сплоченность и чувство цехового единства среди железнодорожников были по-прежнему крепкими.
И традицию отмечать свой профессиональный праздник возродили сами железнодорожники. В 1935 году они впервые за долгие годы перевыполнили план перевозок, а уже на следующий год выдвинули предложения «…о Дне железнодорожника как о дне максимальных трудовых усилий во славу Родины…». Так заведенный при императоре праздник вернулся в жизнь страны.
С 1940 года было решено отмечать День железнодорожника в первое воскресенье августа.
День железнодорожника отмечается в первое воскресенье августа
В День железнодорожника вручаются правительственные и отраслевые награды. На железных дорогах в преддверии праздника открываются новые объекты инфраструктуры, проводятся спортивные соревнования и фестивали, чествование ветеранов. На многих вокзалах играют духовые оркестры.
Кстати, 6 августа День железнодорожника будет отмечаться не только в России, но и в Белоруссии, Армении, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Молдавии и Болгарии. В других же государствах профессиональный праздник железнодорожников отмечается в иные даты, однако так или иначе о работниках этой важнейшей отрасли не забывают практически нигде.
Есть такая работа — быть профессионалом
С развитием сети железных дорог растет и популярность железнодорожной промышленности среди молодых людей, выбирающих профессию. Тем более что они могут выбрать занятие по душе среди большого количества направлений, обеспечивающих строительство и эксплуатацию железнодорожных магистралей. Ребята, например, могут научиться вагоностроению, узнать все о том, как и где обслуживаются поезда, стать машинистами, проводниками… Надежный помощник в этом — образовательная программа в колледжах «Профессионалитет». Она позволит стать специалистом не только в железнодорожной отрасли, но и в других ведущих отраслевых компаниях страны.
Железнодорожный транспорт стал одной из восьми индустрий экономики, которые участвуют в реализации проекта «Профессионалитет». В 2023 году для студентов открыто десять отраслевых образовательно-производственных центров (железнодорожных кластеров), которые объединяют 15 колледжей и ключевого работодателя — ОАО «РЖД». Они работают в десяти регионах России (Воронежская, Кемеровская, Ростовская, Амурская, Томская, Самарская, Ярославская области, Пермский и Хабаровский края, а также Республика Бурятия).
Для студентов открыто десять железнодорожных кластеров, которые объединяют 15 колледжей и РЖД
Хабаровский край: с выбором помогут
В Хабаровском техникуме железнодорожного транспорта абитуриентам предлагается выбор специализаций: строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство, автоматика и телемеханика на транспорте, электроснабжение на железнодорожном транспорте и техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог.
Если есть сомнения, можно проконсультироваться у студентов, уже обучающихся по проекту «Профессионалитет», которые помогают в работе приемной комиссии.
Чтобы помочь школьникам выбрать профессию, в техникуме проводятся мастер-классы и профессиональные пробы. На них ребята знакомятся со специальностями проекта, пробуют на тренажерах управлять локомотивным составом и измерять ширину колеи при помощи технических устройств.
Само же обучение проходит в мастерских с современным оборудованием, а учебный план педагоги разрабатывают вместе с работодателями. Представители компаний-партнеров приходят в качестве наставников, чтобы лично передать свой опыт молодым специалистам. Такой подход позволяет выпускникам получить компетенции, которые будут точно востребованы на рынке труда.
В Хабаровском крае продолжается приемная кампания на обучение по программам «Профессионалитета». В этом году помимо кластера «Железнодорожный транспорт» можно выбрать «Машиностроение», «Водный транспорт» или «Педагогику». Документы на обучение принимают до 15 августа.
Республика Бурятия: Восточный полигон ждет специалистов
В Улан-Удэнском колледже железнодорожного транспорта также разгар приемной кампании. На проект «Профессионалитет» уже пришли учиться 95 человек.
Они будут готовиться для работы на Восточном полигоне железных дорог. В этом году абитуриенты могут выбрать обучение по следующим специальностям: «автоматика и телемеханика на железнодорожном транспорте», «электроснабжение» и «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», а также «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог (локомотивы)».
«По проходящим в этом году консультациям с абитуриентами и их родителями хочу отметить возросший интерес к федеральному проекту по сравнению с прошлым годом», — поделилась секретарь комиссии колледжа Валентина Гребенщикова.
Архангельская область: гарантируется 100-процентное трудоустройство
Благодаря федеральному проекту «Профессионалитет» для ребят Архангельской области открываются качественно новые перспективы. Это происходит за счет детального взаимодействия между учебными заведениями и работодателями, которые со своей стороны вкладываются в обновление материальной базы и участвуют в разработке образовательных программ.
Приемная кампания идет в более чем 40 учреждениях среднего профессионального образования Архангельской области. Документы от выпускников школ будут принимать в основном до середины августа.
«Абитуриент может выбрать из списка, где значатся свыше десяти специальностей. Среди них есть и новая, которую можно получить на базе 11 классов, — „проводник на железнодорожном транспорте“. Скажу с уверенностью, что выпускникам этого курса будет обеспечено 100-процентное трудоустройство», — отметил директор Архангельского политехнического техникума Дмитрий Ермолин.
Девушки и поезда
Поезда и локомотивы России становятся все более высокотехнологичными. С управлением этими умными машинами отлично справляются и девушки.
Так, 6 марта этого года отправилась в рейс первая в России женщина — машинист поезда дальнего следования Оксана Соколова. На участке Екатеринбург — Дружинино она провела магистральный локомотив на электрической тяге ЭП2К, который находился во главе пассажирского поезда № 115 сообщением Томск — Адлер. Оксана первой на сети российских железных дорог прошла курс обучения и получила удостоверение машиниста электровоза. После успешной стажировки она получила допуск к самостоятельной работе.
1 января 2021 года в силу вступили изменения Минтруда, согласно которым в перечень доступных для женщин профессий вошли машинисты и помощники машинистов. ОАО «РЖД» определило участки и типы поездов, подготовило спецформу и инфраструктуру для комфортной работы и межсменного отдыха женщин.
Так что среди студентов кластера «Железнодорожный транспорт» программы «Профессионалитет» есть и девушки. Востребованная специальность дает путевку в жизнь всем, кто планирует отмечать День железнодорожника как свой профессиональный праздник.