Энергия созидания: как готовят новое поколение атомщиков
Глобальная задача
Большую роль в обеспечении страны электричеством играет атомная энергетика. Каждая пятая лампочка в России светит благодаря работе атомных станций «Росатома». По данным госкорпорации, доля атомной генерации в общем производстве электроэнергии составляет около 20%. Президент поставил перед отраслью амбициозную задачу — к 2045 году довести этот показатель до 25%. Для этого необходимо привлекать новые высококвалифицированные кадры.
Их сегодня обучают в средних специальных учебных заведениях по федеральному проекту «Профессионалитет». Это модернизированная программа, в которой колледжи и техникумы целенаправленно готовят конкретных технических специалистов для крупного предприятия. Причем будущий работодатель в данном случае не просто заказчик, а полноценный участник образовательного процесса. Проект стартовал в 2022 году, а «Росатом» сразу стал одним из его партнеров.
«Проект „Профессионалитет“ в атомной отрасли развивается стремительно. В 2022 году к нему присоединились три колледжа: один в Курске и два в Озерске, а сегодня по стране их уже шесть. В этих колледжах учатся около 2 тысяч человек. Я уверена, эти цифры будут только расти», — рассказала генеральный директор Корпоративной Академии «Росатома» Юлия Ужакина.
Уникальность обучения на «Профессионалитете» в том, что более 70% времени учащиеся проводят на производстве. Такой подход позволяет сократить общее время занятий в два раза
В итоге к третьему курсу студент уже почти готовый специалист. В перспективе госкорпорация планирует открыть колледжи по программам «Профессионалитета» во всех атомных городах страны.
«Это будут драйверы развития производств в регионах, точки притяжения высококвалифицированных рабочих кадров. Конечно, мы не ограничиваем выпускников колледжей в выборе будущего места работы, но думаю, что они и сами выберут предприятия нашей отрасли — те, на которых проходили практику, где стоит знакомое оборудование, трудятся люди, которые стали наставниками и добрыми друзьями», — подчеркнула Юлия Ужакина.
Амбассадоры «Профессионалитета»
Среди кластеров, в которых учатся будущие атомщики, особенно выделяют образовательный центр в Челябинской области. В единую учебную систему там включен не только колледж, а еще и вуз. При желании выпускники Озерского технического колледжа могут продолжить обучение в филиале Московского инженерно-физического института за счет «Росатома».
Ведущим партнером программы стало производственное объединение «Маяк», которое входит в структуру госкорпорации. Предприятие специализируется на хранении и регенерации отработавшего ядерного топлива, утилизации его и других радиоактивных отходов. В компании определили список специалистов, которые точно понадобятся в ближайшие десять лет. Методическую поддержку кластеру оказывает отраслевой центр компетенций «Росатома».
«Сегодня, когда мы говорим о развитии любого предприятия, в первую очередь вспоминаем о его потребности в высококвалифицированных кадрах. В партнерстве с „Росатомом“ мы планируем развивать сферу СПО и активно включились в федеральный проект „Профессионалитет“, который способствует тесному сотрудничеству с предприятиями, знакомит с материально-технической базой, высокотехнологичным оборудованием и в целом способствует повышению вовлеченности студентов», — отметил губернатор Челябинской области Алексей Текслер.
В результате совместной работы на базе колледжа создали учебно-производственный комплекс. Уже сейчас там выпускают сложное технологическое оборудование по программе импортозамещения. Одно из самых востребованных — мехатронные станции. Это модули для переноса и сортировки деталей с помощью манипуляторов.
В этом году в Озерске состоялся первый выпуск студентов. Большинство из них, получив дипломы, устроились на предприятия, где проходили практику.
Приемная кампания 2024 года показала, что интерес к программам «Профессионалитета» растет. Средний конкурс при поступлении в колледж этим летом составлял два человека на место.
Приемная кампания 2024 года показала, что интерес к программам «Профессионалитета» растет. Средний конкурс при поступлении в колледж этим летом составлял два человека на место
Причем попасть туда стремились ребята не только из Челябинской области, но и из соседних регионов. Больше всего абитуриентов интересовали такие направления, как «технология аналитического контроля химических соединений» и «сварочное производство». Почти все группы были сформированы уже к середине июля.
«Вместе в будущее»
Кроме «Профессионалитета» «Росатом» и его предприятия активно занимаются и другими образовательными проектами. Среди них — открытие базовых кафедр в вузах и запуск программы «Атомная школа сварки». По ней учебные заведения готовят специалистов в соответствии с современными требованиями. Для школьников запустили профориентационный проект «Вместе в будущее». Его цель — привлечь ребят в атомную промышленность.
«В „Росатоме“ действует комплексный подход к развитию кадрового потенциала на всех этапах — от ранней профориентации школьников, подготовки кадров в колледжах и университетах и до непрерывного развития сотрудников предприятий. <…> Мы стараемся, чтобы связка „школа — вуз“ стала неразрывной. Нужно обеспечить логичный переход из школы в среднее специальное или высшее учебное заведение, а затем построить плавный мостик от них до наших предприятий. А там должны быть наставники, которые будут встречать студентов на практике», — заявил на встрече со студентами глава «Росатома» Алексей Лихачев.
Проект «Вместе в будущее», который реализуется в Тверской области с 2021 года, помогает школьникам понять, что работать в атомной отрасли интересно и престижно. На сегодняшний день число его участников уже превысило 12 тысяч человек.
Представители «Росатома» предлагают ученикам выпускных классов из Удомля, спутника Калининской АЭС, бесплатную помощь в подготовке к ЕГЭ по физике и математике. Специально приглашенные преподаватели Ивановского государственного энергетического университета разбирают вместе с учениками задания и алгоритмы на образовательных интенсивах, читают лекции, проводят тестирование.
Кроме того, старшеклассников приглашают посетить Калининскую АЭС и Обнинск — первый наукоград страны. Как показывает практика, после таких занятий и экскурсий многие выпускники связывают свою жизнь с атомной энергетикой.
Тем, кто прошел обучение в ходе реализации проекта «Вместе в будущее», предлагают учебу по программе целевой подготовки молодых специалистов. Это означает, что в перспективе им гарантировано трудоустройство на предприятиях госкорпорации. А начиная с третьего курса успешные студенты каждый семестр получают стипендию от атомной станции.
Отметим, что проект «Вместе в будущее» в этом году был представлен на Национальной премии «Наш вклад» вместе с другими социальными программами госкорпорации «Росатом», которая, кстати, получила статус «Партнер национальных проектов России».
А мы напоминаем, что федеральный проект «Профессионалитет» в последние годы активно участвует в комплексной перезагрузке системы среднего профобразования. Главная цель — подготовить для отечественных компаний 1 млн специалистов со средним специальным образованием. Больше информации о «Профессионалитете», а также колледжах и компаниях — участниках проекта в каждом регионе можно найти на портале ЯПРОФ.РФ.